7 сентября 2018

Сибирские особенности губернаторских выборов

Сразу в шести регионах Сибирского округа 9 сентября пройдут выборы губернатора. Накануне дня тишины «Клуб Регионов» обсудил с экспертами успехи и неудачи кампаний главных кандидатов, разобрался, кто из их соперников заслуживает отдельного внимания, а также узнал о законных и незаконных способах повышения явки в выборных субъектах СФО.

В Сибири считанные часы остались до завершения кампаний кандидатов в губернаторы, которые в 2018г. проходят сразу в шести регионах СФО: Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской, Омской, Кемеровской областях и Хакасии. «Клуб Регионов» узнал у экспертов, как они оценивают главных участников этой кампании – врио губернаторов, кого из них выделяют на общем фоне, а также о том, как в сибирских регионах борются за явку, и кто из соперников врио губернаторов проявил себя наиболее ярко.

Политтехнолог, директор коммуникационного агентства «МаркеловГрупп» Сергей Маркелов в целом оценивает сибирскую кампанию как довольно скучную, некреативную, старомодную и бедную, со слоганами, «которые как будто достали из закромов». Но не только ее. По его словам, «единственные в стране, кто пытается хоть как-то экспериментировать, – это команда московского мэра Сергея Собянина». Все кампании, по его словам, сводятся к одному сценарию – проведению референдума по высказыванию доверия кандидатам президента.

О главных кандидатах

Политтехнолог, автор проекта «Архитектура власти» Андрей Трошкин считает, что среди своих сибирских коллег с явно позитивной стороны выделяется врио губернатора Красноярского края Александр Усс. «Его штабу удалось, отстроившись от антирейтинга «Единой России», выработать собственную стилистику и реализовать понятную тему регионального патриотизма и объединения вокруг фигуры Усса с позитивными ожиданиями». А неформальный слоган «Усс надежды» по аналогии с одним из главных хэштегов этого лета эксперт считает примером креативного подхода к ведению кампании. Политолог, гендиректор Центра стратегического проектирования Виктор Потуремский тоже считает кампанию Усса самой успешной в Сибири. Главе Красноярского края, считает он, «удалось найти достаточно понятный и близкий образ и задать позитивную повестку, то есть ответить на вопрос, не что будет происходить в ближайшее время, а что будет происходить вообще».

Политолог, директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский обращает внимание, что если Усс относится к числу самых опытных сибирских политиков и его кампания выглядит наиболее продуманной, то Виктору Томенко в Алтайском крае или Андрею Травникову в Новосибирской области гораздо сложнее: «Они впервые участвуют в выборах, тем более на чужой территории, где они раньше никогда не работали».

Виктор Потуремский отметил, что новосибирская кампания «начиналась тревожно, трагично и непонятно, но в конце концов она выровнялась и сейчас это нормальная средняя кампания». При этом он обратил внимание, что все основные вопросы, начиная от договоренностей между Травниковым и мэром Новосибирска Анатолием Локтем и заканчивая перестройкой элит в соответствии с новой политической реальностью, там отложены на поствыборный период.

Что касается Томенко, то Потуремский напомнил, что он был назначен позже всех своих сибирских коллег, к тому же в один из самых сложных с экономической и социальной точек зрения регион. «Но кампания удалась ему, безусловно. Виктор Петрович неизбежно вышел на вопросы, которые были к нему с самого начала – экономика, социальная сфера и система управления регионом. Избиратели ждали, что карлинская система будет если не разрушена, то как-то изменена. Запрос на обновление был капитальный, и ровно к этому Томенко и пришел на финише кампании», – констатировал политолог.

Потуремский оценил также кампанию в Кемеровской области, которая поначалу тоже «вызывала серьезные опасения, но тем не менее удалась». «Надо отдать [врио губернатора Сергею Цивилёву] должное – основную проблему разделения «до Тулеева» и «после Тулеева» удалось решить», – сказал он.

«Цивилёву в Кемерове сложно, хотя он и пытается заигрывать с элитами», – заявил Сергей Маркелов.

Кампания в Омской области, по словам Потуремского, «стоит особняком на фоне всех»: «Она прошла не без проблем, но достаточно эффективно и качественно в первую очередь потому, что мы имели дело с так называемым играющим тренером – Бурков сам имеет большой опыт публичной политики, и он показал достаточно хороший класс игры и провел правильно организованную кампанию». Ростислав Туровский также считает пример Буркова «своеобразным». «С одной стороны, он может быть отнесен к числу опытных публичных политиков наравне с Уссом, но с другой стороны, он работает на чужой территории и ему приходится адаптироваться к непростым и новым для себя условиям. Об эффективности его кампании в Свердловской области было рассуждать гораздо проще. Его кампания может быть названа неплохой», – пояснил эксперт.

Андрей Трошкин и Сергей Маркелов обратили внимание, что только Бурков из всех своих сибирских коллег согласился принять участие в дебатах со своими соперниками.

Абсолютным аутсайдером этого выборного периода эксперты единогласно считают главу Хакасии Виктора Зимина. «Жители Хакасии испытывают усталость от действующего главы, который своими действиями в последние дни кампании еще больше снизил себе рейтинг. Это, пожалуй, единственный регион, где есть вероятность второго тура, там будут вытягивать результат любыми способами», – говорит Андрей Трошкин. Виктор Потуремский не видит для Зимина угрозы второго тура, но также считает хакасскую кампанию самой проблемной: «Это тяжелая кампания, которая двигалась рывками. Достаточно странные заявления под конец кампании начал делать Зимин, образ его очень странный и не совпадает с ожиданиями избирателей». Ростислав Туровский обратил внимание, что Зимину, несмотря на большой опыт работы в республике, до сих пор не удалось ярко зарекомендовать себя в публичной сфере. «У него хоть и есть управленческий опыт, но эффективность его работы в публичном поле была и остается низкой», – озвучил свою оценку эксперт.

О конкурентах и явке

«Во всех кампаниях идет игра в одни ворота, а все остальные кандидаты в разном виде выполняют технические или техническо-политические роли. В том же Омске на выборы идет Антон Дрязгов [кандидат «Партии Роста»] – для него это точка входа [в политику], он парень молодой, пытается что-то там на дебатах делать. А вообще везде [соперники врио губернаторов] – это штатно собранный пакет лидеров отделений парламентских партий, и каждый из них спокойно выполняет свою техническую роль. В этих условиях основной кандидат наберет свои от 60 до 85%, насколько совесть позволит, а все остальные разделят между собой остатки этих голосов», – говорит Сергей Маркелов.

Отметим, что многие эксперты в Омске обращают внимание на кандидата от ЛДПР, депутата горсовета Алексея Ложкина, который, по некоторым прогнозам, может набрать до 15%, так как в выборах не участвует КПРФ и оппозиционно настроенные избиратели, скорее всего, проголосуют за либерал-демократа. Таким образом, Ложкин может поставить рекорд среди всех кандидатов от ЛДПР на выборах омского губернатора.

«Поляны зачищены везде», – констатирует Виктор Потуремский. Как следствие, в Красноярском крае список кандидатов в губернаторы он описывает словами «мэтр и юноши», а в Хакасии это «Зимин и многотравье, в котором трудно разобраться». Единственным соперником главного кандидата, на которого, по словам Потуремского, стоит обратить внимание, является справедливоросс Анатолий Кубанов в Новосибирской области. «Конечно, он не победит, но он, на мой взгляд, провел очень яркую, достаточно технологичную в тех условиях, в которых он находился, кампанию, а самое главное, он нашел очень точное и адекватное содержание, отвечающее на запрос избирателей. И мне очень интересно, что будет с его результатом в Новосибирске», – сказал политолог.

«Именно такая конфигурация, когда в кампании отсутствует интрига, когда главный кандидат сам себе режиссер и сам с собой борется, – всё это приведет к очень проблемной явке», – уверен Сергей Маркелов. «Если еще где-то губернаторские кампании, как в Кемерове и Хакасии, совпадают с выборами депутатов региональных парламентов, то там явка чуть-чуть подстегнется за счет депутатов-одномандатников, которые обычно тянут свои голоса», – допускает он. Впрочем, в Кемеровской области, по наблюдению Маркелова, о проведении выборов в заксобрание вообще ничего не говорят: «Кроме кампании Цивилёва, визуально никакой кампании кандидатов в депутаты и следов нет, люди о выборах в заксобрание, скорее всего, даже не знают», – сказал он.

Андрей Трошкин отмечает, что в Сибири повысить явку пытаются в основном традиционными способами: конкурсами с розыгрышами призов и распространением приглашений на выборы, которые, например, в Кемеровской области в этом году печатают даже на чеках в магазинах. «В отсутствии конкурентной состязательной избирательной кампании все свелось к рекламной демонстрации врио губернаторов, потому интерес к выборам значительно снижен», – объясняет он. Сергей Маркелов также обратил внимание на попытку привлечь на участки молодежь обещаниями взамен выдавать билеты в кино, на дискотеки и концерты, причем с юридической точки зрения делается это «полуграмотно».

По-прежнему в ходу и административная мобилизация бюджетников и других зависимых групп, говорит Маркелов. Андрей Трошкин связывает подобные нарушения с низким уровнем юридического контроля и координации действий со стороны региональных штабов, которые «расслабились в условиях отсутствия конкуренции».

Ростислав Туровский между тем напомнил, что в Сибири явка традиционно была невысокой, и надеяться на высокую эффективность мер по ее повышению, по его словам, не стоит. «Мое ощущение скорее состоит в том, что власти сибирских регионов молчаливо согласятся, что явка будет невысокой, за исключением части сельских районов, где она традиционно немного выше, например, в части районов Алтайского края, но это скорее исключение», – считает он. Туровский полагает, что и сами сибирские губернаторы не сильно заинтересованы в высокой явке, «их задача скорее состоит в том, чтобы выборы прошли спокойно, без скандалов, и завершились их победой».

Туровский отметил главное отличие сибирских выборов от всех остальных – это почти полное отсутствие на них кандидатов от КПРФ, притом что позиции компартии весьма устойчивые. Политолог, однако, заметил, что у сибирских избирателей остается возможность проголосовать по принципу «за кого угодно, только не за действующего губернатора». «А это значит, что некоторое фигуры, которые до этих пор были малоизвестными, неактивными и не воспринимались в качестве серьезных кандидатов, могут получить голоса за счет того, что оппозиционной части не за кого будет голосовать, и они проголосуют за тех, кто есть». В этих условиях интерес избирателей, как считает Туровский, может переключиться на кандидатов от ЛДПР, за вычетом Хакасии, где нет ЛДПР, но зато есть КПРФ, хотя и «со слабо раскрученным кандидатом».

Версия для печати
Главное