27 апреля 2020

Уральские губернаторы подписали соглашение о совместной борьбе с коронавирусом

Руководители регионов УФО подписали соглашение о взаимопомощи для борьбы с коронавирусом. Представители независимых профсоюзов медработников Надежда Конопацкая («Альянс врачей») и Надежда Елисеева («Действие») отмечают, что не все участники соглашения находятся в равных условиях: если в Свердловской области все более-менее в порядке и она даже может помочь соседям с кадрами, то депрессивная Курганская область в этой ситуации оказывается исключительно реципиентом. Политолог Руслан Мухаметов считает, что у уральских губернаторов и полпреда Николая Цуканова благодаря соглашению появился дополнительный повод выгодно засветиться перед федеральным центром.

Губернаторы Уральского округа подписали соглашение по организации оказания взаимопомощи для борьбы с коронавирусом. Оно предусматривает организацию оказания медпомощи пациентам, в том числе путем развития прямых связей медучреждений и транспортировки заболевших, организацию совместных консультаций и передачу друг другу имущества больниц, если в этом есть необходимость. В документе говорится, что соглашение может быть расторгнуто одной из сторон, «но не ранее отмены мер повышенной готовности, объявленных в субъектах РФ».

Под документом стоят подписи всех шести уральских руководителей: Евгения Куйвашева (Свердловская область), Алексея Текслера (Челябинская область), Александра Моора (Тюменская область), Вадима Шумкова (Курганская область), Натальи Комаровой (Ханты-Мансийский округ) и Дмитрия Артюхова (Ямало-Ненецкий округ).

По мнению регионального представителя профсоюза медработников «Альянс врачей» Надежды Конопацкой, Курганская область в качестве участника такого соглашения сможет только принимать помощь соседей. «Курганская область – это глубочайший реципиент и ни при каких обстоятельствах не может быть донором вследствие экономической ситуации в нашем регионе. Область у нас очень бедная», – утверждает собеседница «Клуба Регионов». Она рассказала, что региональный департамент здравоохранения не может обеспечить всех медиков качественными средствами индивидуальной защиты. Поэтому еще два месяца назад курганское отделение профсоюза провело акцию по сбору средств для их закупки, и груз со специальными костюмами, респираторами и перчатками прибудет в регион уже на следующей неделе. Конопацкая пояснила, что в «Альянсе врачей» хотели бы помочь и не членам их профсоюза, но не могут, иначе правоохранительные органы предъявят им обвинение в нецелевом расходовании средств.

«Наши коллеги работают в тубдиспансере, и скоро там начнут принимать ковидных на КТ. То есть в одной больнице они там все будут мешаться, хотя, конечно, будет разделение потоков. Но [медработникам] необходимы современные средства защиты, а не марлевые повязки, которые им выдали, – продолжает Конопацкая. – Но я даже не могу винить в этом департамент здравоохранения. Да, я должна напрямую винить депздрав, но в чем их винить, если в регионе денег нет?» Представитель профсоюза отметила, что коронавирус выявлен уже у пяти медиков в регионе. «Так что Курганской области надо не стыдиться, а просить помощи у других регионов», – заявила она.

А вот в Свердловской области, по оценке представителя местного отделения профсоюза медработников «Действие» Надежды Елисеевой, ситуация куда лучше. «У нас в регионе, в общем-то, всё не так критично. У нас всё очень оперативно перестраивается [под ситуацию]. Насколько я владею информацией, наше врачебное учреждение [областная детская клиническая больница] стоит в очереди [на прием детей, больных COVID-19], но пока мы с ними не работаем, и обычных масок, перчаток и защитных спецсредств пока хватает. Я общаюсь с коллегами по области, где есть наши профсоюзные «первички», я знаю, что они переживают, где-то ищут дополнительные средства защиты, профсоюз им помогает. Но пока в их городах еще вообще не выявлены зараженные. Так что сложно сказать, что будет дальше», – поделилась своим мнением представитель «Действия».

По мнению Елисеевой, Свердловская область могла бы помочь соседям кадрами, но при этом встает вопрос, как перемещение врачей соотносится с трудовым законодательством. «Но если не будут вынуждать, а будут предлагать приемлемые условия, то не думаю, что кто-то будет от этого отказываться», – считает она. Вместе с тем собеседница «Клуба Регионов» сомневается, что соглашение о взаимопомощи регионов сейчас необходимо. «Поскольку у нас не объявляют режим ЧС, то в данной ситуации это неправильно», – сказала Елисеева.

Насколько эффективной будет взаимопомощь регионов, покажет время, но пока в действиях уральских губернаторов не исключен элемент пиара, рассуждает политолог Руслан Мухаметов. «Федеральный центр оценивает глав регионов по эпидемиологической ситуации и принимаемым мерам по профилактике и предупреждению распространения коронавируса. Если говорить о регионах Уральского округа, то ситуация по распространению эпидемии в них разная, финансовые возможности тоже. Так что такая кооперация и сотрудничество могут помочь выравнять ситуацию. С другой стороны, это позволит показать федеральному центру, что работа ведется, в том числе и в рамках Уральского макрорегиона. Мне кажется, что бонусы от этого получит и полпред [Николай Цуканов], без участия которого подписание этого соглашения не обошлось. Но и каждый губернатор сможет предъявить это соглашение региональным элитам и населению как доказательство, что они не одни и что с коронавирусом борются сообща», – поделился своим мнением эксперт.

Добавим, 27 апреля Цуканов провел совещание с губернаторами по профилактике коронавируса. На нем полпред сообщил, что регионы в сжатые сроки провели серьезную работу по наращиваю дополнительных коек для приема больных коронавирусом: там создано почти 8 тыс. дополнительных мест, что составляет 105% от запланированного количества. «Плановые показатели достигнуты Челябинской, Тюменской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами. Продолжает оставаться незначительная потребность в ИВЛ (нереанимационных) в Свердловской области – 14 единиц. Отмечаются высокие риски неисполнения минимального стандарта по развертыванию коечного фонда в Курганской области. Они связаны в первую очередь с недостаточным количеством аппаратов ИВЛ», – сообщил полпред.

Всего, по данным Цуканова, в УФО выявлено 1828 случаев заражения: 395 – в Свердловской области, 386 – в Тюменской области, 375 – на Ямале, 368 – в Челябинской, 274 – в ХМАО и 30 – в Курганской области. При этом в округе зарегистрировано всего шесть летальных исходов, что является самым низким показателем по смертности в России.

Версия для печати