Рейтинг регионов

12.05.2009

С 27 апреля по 11 мая 2009 года

Представители губернаторского корпуса за период с 27 апреля по 11 мая получают 10 положительных оценок и 4 отрицательных. Ключевыми тенденциями региональной политики федерального центра в рассматриваемый период стали продолжение финансовой поддержки регионов на фоне зафиксированного в первом квартале спада производства в 67 субъектах Федерации и спада всех экономических показателей в 22 регионах. Указанная поддержка сопровождалась рядом идей административного (обсуждаемое усиление роли полпредов, призванное предотвратить экономический сепаратизм) и финансового характера (идеи«внешнего» финансового управления и создания региональных стабфондов), а также повышением «персонального» контроля за региональными главами (в частности, ужесточением требований к информационной прозрачности доходов губернаторов).

27.04.2009

С 20 по 26 апреля 2009 года

Представители губернаторского корпуса за период с 20 по 26 апреля получают 6 положительных оценок и 5 отрицательных. Ключевым трендом региональной политики федеральной власти на прошедшей неделе стало законодательное закрепление контроля за выдвижением кандидатур губернаторов и развитие системы оценки их деятельности. Так, 24 апреля Дмитрий Медведев утвердил пошаговый порядок, по которому будут выдвигаться кандидаты в губернаторы. А 23 апреля было опубликовано постановление правительства во исполнение указа президента по оценке эффективности деятельности региональных властей (102 критерия, 285 пунктов). Как отмечает издание «Ведомости», главные направления, по которым будут «дисциплинировать» губернаторов, – социально-экономическое развитие региона, ход реформ, конечные результаты деятельности и эффективность использования финансовых средств. Среди «антикризисных» критериев – трудоустройство граждан, их зарплата и доля малого бизнеса в экономике региона.

20.04.2009

С 13 по 19 апреля 2009 года

Представители губернаторского корпуса за период с 13 по 19 апреля получают 8 положительных оценок и 3 отрицательных. Главными факторами региональной политики федерального центра стали дальнейшая унификация нормативно-правового пространства и фактическое ужесточение требований к эффективности расходования средств, предназначенных на реформирование ЖКХ, а также ряд финансовых инициатив Минфина РФ. Первая по значимости тема, унификация нормативно-правовой базы, наиболее ярко проявилась в ходе встречи президента России с председателем Конституционного Суда Валерием Зорькиным, на которой глава государства назвал недопустимыми случаи, когда законодательство субъектов РФ или решения региональных судов расходятся с постановлениями Конституционного Суда. В этой связи Валерий Зорькин заручился фактической поддержкой Дмитрия Медведева по вопросу верховенства права Конституционного Суда трактовать целесообразность сохранения «в конституциях некоторых республик» понятия «суверенитет». NB В полной мере оценить данное решение можно, учитывая, что параллельно в двух национальных республиках (Татарстане и Башкирии) вновь искусственно обостряется национальный вопрос: в частности, общественные организации регионов выступили с акциями в поддержку национального языка и культуры.

06.04.2009

С 30 марта по 5 апреля 2009 года

Представители губернаторского корпуса за период с 30 марта по 5 апреля получают 6 положительных оценок и 10 отрицательных. Основным событием, привлекающим повышенное внимание специалистов по региональной политике, продолжает оставаться борьба за контроль над Сочи, которая в начале апреля шла с переменным успехом. А в качестве ключевой тенденции региональной политики в рассматриваемый период ряд наблюдателей и СМИ выделяют нарастание противоречий между центром и руководителями регионов – противоречий, которые, похоже, взяты федеральными структурами на особый контроль. В социально-экономической сфере противоречия ярче всего проявились 27 марта, в ходе обсуждения первым вице-премьером РФ Виктором Зубковым с губернаторами Северо-Западного федерального округа антикризисных предложений правительства на 2009 год. По мнению издания «Коммерсант»,критика главами регионов политики федеральных властей случайно стала достоянием общественности. Уже 1 апреля в ходе встречи Владимира Путина с руководством партии «Единая Россия» российский премьер воспользовался форматом встречи как площадкой для резкой критики ряда (неназванных пока) глав регионов, недостаточно активно проводящих антикризисную работу. А поскольку при этом премьер-министр de facto возложил на губернаторов руководство антикризисными штабами в регионах, ряд экспертов предположили, что «именно губернаторы будут назначены главными ответственными за антикризисную политику».

30.03.2009

c 23 по 29 марта 2009 года

Представители губернаторского корпуса за период с 23 по 29 марта получают 4 положительных оценки и 12 отрицательных. Пожалуй, самым значимым за долгий период событием региональной жизни страны стала развернувшаяся «битва за Сочи». В то же время ключевой тенденцией региональной политики федерального центра в рассматриваемый период стало сочетание централизации решения экономических проблем с делегированием социальной ответственности на уровень глав субъектов. Напомним, что Минфин РФ отмечает нарастающий дефицит региональных бюджетов: в феврале текущего года они были исполнены с дефицитом 43 млрд руб. (против профицита в 226 млрд рублей в феврале года прошлого). Весьма интересна точка зрения профессора кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ Александра Абрамова, согласно которой разработка и «презентация» антикризисной программы ведется исключительно силами федерального центра, в связи с чем можно ожидать сильного внутреннего конфликта между Москвой и регионами. «Главным выразителем» недовольства региональных элит в конце марта вновь попытался стать президент Башкирии Муртаза Рахимов, которому, правда, в сложившейся общественно-политической ситуации, в сущности, «нечего терять».

23.03.2009

c 16 по 22 марта 2009 года

Представители губернаторского корпуса за период с 16 по 22 марта получают 10 положительных оценок и 6 отрицательных. Политика федерального центра в отношении регионов на прошедшей неделе была обусловлена централизацией решения наиболее сложных проблем в экономической (обобщение антикризисного опыта в условиях бюджетного дефицита) и политической сферах (последовательном усилением роли федерального центра в информационном, кадровом и правовом пространстве). Опубликованные в середине марта сведения о «количественной» помощи, выразившейся в выделении Минфином регионам федеральной поддержки в размере 300 млрд руб. (очевидно не покрывающих потери регионов, превышающие 1 трлн руб.) на прошедшей неделе были дополнены «качественно» – публикацией планов Минрегиона по разработке закона о зонах территориального развития. Согласно законопроекта, налоговую спецзону можно будет создать в депрессивном регионе с низкими показателями доли занятых в экономике, уровня расчетной бюджетной обеспеченности, среднегодовых темпов производства в промышленности и сельском хозяйстве, среднедушевых денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. В общей сложности под налоговые спецрежимы могут попасть 19 регионов, в основном речь идет о Кавказе и Дальнем Востоке. Экспертные оценки законопроекта довольно неоднозначны. Параллельно в политической сфере преобладала концентрация и усиление центростремительных мотивов.

16.03.2009

c 10 по 15 марта 2009 года

Представители губернаторского корпуса за период с 10 по 15 марта получают 7 положительных оценок и 9 отрицательных. Одной из ключевых тенденций развития ситуации в региональной политике РФ, отмеченной в рассматриваемый период составителями Четвертого рейтинга политической выживаемости губернаторов, стало повышение реальной роли глав регионов в условиях экономического кризиса. Как отмечено в сопроводительном докладе, по-прежнему заметна обозначившаяся в первой половине 2008 года тенденция к росту претензий глав регионов на политическую самостоятельность. Но зато и шансы сохранить свои посты за последнее время у губернаторов, как правило, существенно уменьшились. Так, число «отличников» сократилось за 4 месяца с 16 до 13, «ударников» – с 40 до 38; зато получивших «удовлетворительно» – увеличилось с 19 до 22, двойки – с 7 до 8, единицы – с 1 до 2.

10.03.2009

Со 2 по 9 марта 2009 года

Представители губернаторского корпуса за период со 2 по 9 марта получают 7 положительных оценок и 11 отрицательных. Ключевыми событиями и тенденциями периода можно назвать обсуждение данных Минрегиона, позволяющих оценить последствия кризиса для различных регионов, а также распределение федеральных ресурсов с учетом интересов губернаторов и подведение итогов Единого дня голосования. Из политико-экономических событий начала марта прежде всего представляют интерес опубликованные некоторыми СМИ выдержки из доклада Минрегиона о социально-экономическом положении субъектов РФ. По мнению специалистов министерства, в наибольшей степени кризис коснулся следующих субъектов РФ: Чувашская Республика, Республика Татарстан, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Курская, Липецкая, Омская, Орловская, Свердловская, Челябинская и Ярославская области. Указанные субъекты имеют значительную социальную напряженность на рынке труда или могут столкнуться с ней в ближайшее время. Относительно более благоприятная социально-экономическая динамика наблюдается в регионах, слабее других интегрированных в мировую экономику и не обладающих развитой финансовой инфраструктурой: в Адыгее, Бурятии, Дагестане, Калмыкии, Якутии, Кабардино-Балкарии, Чечне, Камчатском и Приморском краях, а также в Амурской, Астраханской, Мурманской и Псковской областях. При этом в указанных субъектах РФ наблюдается относительно низкая напряженность на рынке труда. (Правда, можно посмотреть на этот же список регионов и с другой стороны и сказать, что многие «наименее пострадавшие» регионы на деле находятся в состоянии хронического кризиса, в связи с чем кризис мировой для них не столь страшен). Параллельно с этим критике Минздравсоцразвития подверглись другие регионы: Татьяна Голикова назвала в качестве «отстающих» в сфере разработки программ занятости республики Марий Эл и Тыву, Калининградскую, Курганскую, а также Мурманскую области. Следует отметить, что в Тыве и Марий Эл действительно наблюдаются хронические социально-экономические проблемы, а Калининградская область в определенном смысле страдает от заградительных пошлин на автомобили иностранного производства. Но вот критика руководства Мурманской области, в которой, как полагает Минрегион, с безработицей до определенного момента «все было нормально», представляется довольно симптоматичной.

Рейтинг регионов – собственный проект сайта «Клуб Регионов», отражающий эффективность деятельности глав субъектов Российской Федерации. Он составляется ежемесячно на основе достоверной экспертной, журналисткой и официальной информации государственных структур.

Выбрав интересующий период, вы можете увидеть рейтинг регионов России, вернее их главенствующих деятелей, а также получить краткое обоснование оценки деятельности каждого руководителя. На оценки воздействуют события, происходящие в субъектах РФ, которые могут оказать влияние на развитие региона. Такой рейтинг позволяет быстро получить сводку наиболее важных событий и информацию об уровне экономического и политического состояния каждого региона.

Рейтинг развития регионов в сфере деятельности представителей губернаторского корпуса – готовая взвешенная и обоснованная информация, позволяющая пользователям быстро получить данные об уровне развития субъекта РФ, избегая необходимости в длительном изучении всех фактов и событий за выбранный период.