Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
18 декабря 2013

Региональные отголоски президентского послания

12 декабря, в годовщину принятия Конституции, Владимир Путин обратился с посланием Федеральному Собранию РФ, ряд заявленных тем напрямую можно отнести к региональной повестке: опережающее развитие Сибири и Дальнего Востока, налоговые каникулы, борьба с оффшорами, реформа местного самоуправления, поддержка развивающих экономику регионов. Тезисы послания и реакция на них глав регионов и представителей региональных элит представляют собой содержание политического процесса минувшей недели.

Первая реакция региональных лидеров: о близком и понятном

Президент РФ, выступивший с посланием Федеральному Собранию, бесспорно, стал «хедлайнером» недели. Общественно-политический дискурс недели в основном был задан именно президентским посланием, которое моментально начали комментировать политики, общественные деятели и региональные лидеры.

По всей видимости, текст послания оставался загадкой для глав регионов, этим и объясняется некоторый сумбур и поспешность в реакции. Тематика основной части комментариев свелась к тому, что озвученное президентом «уже исполняется». Глава Камчатки Владимир Илюхин, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, глава Тувы Шолбан Кара-оол, глава Хакасии Виктор Зимин заявили, что «готовы реализовывать послание».

Каждый губернатор выбрал из послания близкие и понятные фрагменты, актуальные для него на данный момент: изменение порядка вступления в должность глав муниципалитетов, создание спецтерриторий и так далее. К примеру, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко предложил ряд площадок и направлений для технопарков и зон опережающего экономического развития. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что готов нести ответственность за хулиганство своих земляков. Глава же Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в этот же день отметился «не словом, но делом»: сказал о грядущем превращении полпредств республики в других регионах в национально-культурные автономии (НКА). Целесообразность данного шага спорна: представительство Ингушетии таким образом превращается в представительство ингушей. Разумеется, Ингушетия фактически моноэтническая республика, но это не должно означать закрепления таким образом монополии одного этноса на представительство.

Дискуссии по муниципальной реформе: губернаторы против мэра

Ряд губернаторов с особенным энтузиазмом отреагировали на предложение президента реформировать систему местного самоуправления, в их числе губернаторы Свердловской области Евгений Куйвашев, Смоленской – Алексей Островский и Курганской – Олег Богомолов. Все упомянутые раскритиковали муниципальные власти за «популизм». В частности, для Куйвашева это стало возможностью ответить мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману, накануне предложившему отделить город от региона. Единственный, к слову, мэр, ответивший на подобные заявления, – глава Новосибирска Владимир Городецкий, заявивший, что избрание мэров необходимо сохранить, а основной целью реформы должно стать формирование устойчивой доходной базы муниципалитетов.

О своем желании прямо управлять региональной столицей заявил лишь  Алексей Островский, который отметил необходимость передать губернаторам право управления столицей региона и администрациями районов, а также объединить ряд муниципалитетов и сократить аппарат власти. Несмотря на постоянное опасение, что на и без того слабые муниципалитеты будет оказываться дополнительное давление, справедливости ради заметим, что инициатива смоленского губернатора оправданна: долг региона за последний год вырос почти на 50% и приблизился к 16 млрд руб., а ряд муниципалитетов экономически несостоятельны. Подобная мера является не жаждой власти или расправы, а скорее жестко обусловленным решением.

Критический взгляд: региональная адаптация федеральных трендов

Были и те, кто критически оценил президентское послание. Так, традиционно фрондирует Татария, которая ответила критикой сразу на два президентских тезиса. Владимир Путин в послании возмутился недостаточно активным исполнением майских указов и подчеркнул, что заявления о нехватке средств на реализацию указов не могут являться поводом для ревизии поставленных целей. Президент Татарстана Рустам Минниханов констатировал, что чрезмерная социальная нагрузка, вызванная, в том числе, необходимостью исполнения майских указов президента РФ, «снижает инвестиционные возможности бюджета Татарстана и сдерживает развитие». Министр финансов РФ Антон Силуанов в ответ был вынужден прозрачно намекнуть руководству республики, что он не сомневается, что президентские указы будут выполнены. Инициатива президента ввести систему продажи трудовым мигрантам платных патентов также была подвергнута критике: казанские эксперты на одном из новостных порталов высказали ряд существенных возражений.

Дискуссия татарстанских властей с федеральным центром не является сиюминутной фрондой: республика последовательно стоит на позиции если не сепаратизма, то существенной автономии, и озвучивает данную позицию при каждом удобном случае. Так, помимо критики президентских тезисов, Татарстан намерен и «развивать собственную государственность», включив соответствующий раздел в республиканскую стратегию развития до 2030г. Как отметил председатель республиканского парламентского комитета по законности и правопорядку Шакир Ягудин, «развиваться надо системно в четком и ясном направлении. Это направление - федерализм, как записано в Конституции РФ. Альтернативы федерализму практически нет».

Данное заявление лишний раз подтверждает намерение Татарстана «адаптировать» федеральные тренды под республиканские потребности и региональные этнополитические процессы.

Экономический «локомотив» Сибири и Дальнего Востока: предложения губернаторов

На предложение президента распространить режим особых экономических зон на всю Восточную Сибирь, а также создать в Сибири и на Дальнем Востоке ряд спецтерриторий опережающего экономического развития первыми откликнулись крупнейшие российские компании: «Роснефть» и «Газпром» заявили о готовности инвестировать. Правда, регион упоминается пока один: речь идет о строительстве завода по сжижению газа во Владивостоке. Глава Приморского края Владимир Миклушевский уже отреагировал готовностью создавать индустриальные площадки.

По мнению наблюдателей, создание подобных спецтерриторий может быть интересно и другим странам (Японии и Китаю). Это вкупе с предложенной президентом возможностью продавать патенты трудовым мигрантам может существенно изменить экономическую структуру ряда территорий.

Примером того, как можно и нужно соответствовать федеральным процессам, стал на прошлой неделе губернатор Амурской области Олег Кожемяко. Стоило Госдуме 13 декабря в первом чтении принять законопроект, предусматривающий повторную реструктуризацию долгов сельхозтоваропроизводителей в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, как в этот же день состоялась встреча губернатора Амурской области и главы «Росагролизинга», где они договорились о продлении 50-процентной компенсации лизинговых затрат для сельхозтоваропроизводителей региона. Опустив вопрос о том, предпринимают ли коллеги амурского губернатора аналогичные шаги, можно по достоинству оценить умение Олега Кожемяко «улавливать тренд».

***

Показательно, что со следующего года будет запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах России, который должен стать механизмом оценки предпринимательской инициативы в каждом субъекте РФ. Президент заявил, что одновременно должны быть созданы стимулы для регионов, которые развивают свою экономическую базу, и, разумеется, большинство глав регионов поспешили отрапортовать о динамичном развитии своих экономик.

Подводя итог, можно говорить о возрастающей скорости принятия управленческих решений. От глав регионов требуется все более оперативно и комплексно отвечать на возникающие вызовы. Данный фактор усиливается постепенно ужесточающейся линией федеральной власти, которая в ситуации сокращения экономического ресурса, полагаем, будет все чаще делать ставки на «точки развития», а это означает усиление межрегиональной конкуренции за получение данного статуса. В этом свете постоянный рост расходов регионов на продвижение имиджа региона и его главы не выглядит абсолютно необоснованным.

Версия для печати
Главное