Хабаровский край
16 октября 2020

Эксперты прокомментировали выход 10 человек из Народного совета, который организовал врио Дегтярёв

Из Народного совета при губернаторе Хабаровского края вышли 10 человек. Этот орган был создан врио губернатора Михаилом Дегтярёвым для общения с жителями, в него он звал представителей митингующих. Выход сразу 10 членов совета стал реакцией на силовой разгон протестной акции 10 октября.

10 членов созданного недавно Народного совета при губернаторе Хабаровского края вышли из этого органа в знак протеста против силового разгона митинга 10 октября 2020г. Народный совет создан по инициативе врио губернатора Михаила Дегтярёва как «действенный механизм общения с жителями». Глава региона даже приглашал туда представителей митингующих.

Отметим, первое заседание Народного совета, на которое собралось около 300 человек, состоялось всего за два дня до скандального митинга, 8 октября. На нем Дегтярёв заявил, что у участников совета есть только один рычаг – его политическая воля. «Все, что мы обсуждаем, будет выливаться в решение, исходя из моей политической воли. Я в принципе мог и не собирать совет, а нормально управлять. Есть дума, которая по партийной линии мне абсолютно близка, – я им начальник, правительство мне подчиняется, Общественная палата, которая для меня сформирована, другие институты – правь себе! Меня спрашивают, будет ли у вас другое право. Оно может быть в одном случае – если вы выдвинетесь в органы власти согласно Уставу Хабаровского края и получите полномочия», – сказал тогда врио губернатора.

«Бесчеловечная и жестокая власть мне, как правозащитнику, не подходит», – объяснил свое решение о выходе из совета изданию «ДВ-новости» представитель «Левого фронта» Станислав Зимин. Представитель движения «За новый социализм» Виктор Левчук, который тоже вышел из совета, заявил журналистам: «За две недели до этого митинга на площади даже сотрудников полиции не было. Никто не выходил и ничего не делал. Но только состоялся Народный совет, как дали команду «фас!». Была спланирована операция по силовому выдворению митингующих. Подготовили автозаки, ОМОН, появились полицейские и сотрудники «Э». Потом люди, не имеющие отношения к митингам, установили палатки, зная, что протестующие будут их защищать».

Комментируя реакцию вышедших из совета общественников, политконсультант Даниил Ермилов обратил внимание, что многим из тех, кто изначально вошел в Народный совет, не понравилось, как вел себя на его первом заседании врио губернатора. «Он выступил там по-имперски, как царский наместник. Никому это не понравилось. А затем, в субботу, произошли эти события [разгон митинга]. А еще через некоторое время члены дегтярёвского совета поняли, что это орган, чтобы просто пообщаться с губернатором и высказать какие-то мелкие предложения, и что с митингующими разговаривать никто не будет, что их будут только разгонять, а советоваться будут только с советом. Собственно, поэтому эти 10 человек и приняли решение о выходе. Думаю, с их стороны это очередная пиар-акция, попытка как-то обособить протест», – говорит Ермилов. Но если раньше у этих людей была возможность хоть для какой-то коммуникации с главой региона в правовом поле, то теперь не будет никакой возможности для этого, отметил он.

При этом Ермилов не верит, что Народный совет может стать коалиционным органом. «Пока люди просто что-то говорили губернатору, а он делал какие-то пометки. И непонятно, как это все будет организовано. Это не совет, это имитация, хотя в самом начале, когда это все анонсировалось, звучало интересно. Но исполнение пострадало. Не ясна ни правовая форма, ни организационная структура. Гора родила мышь», – поделился своей оценкой эксперт.

Политтехнолог Александр Огневский считает решение членов Народного совета покинуть его «нормальной реакцией гражданского общества, которому надоело идти на компромисс с властью». «Вообще Дегтярёв идет по пути товарища Тарасенко, который был врио губернатора Приморского края, который много чего говорил правильно, но на практике это почему-то не складывалось в действия, которые снимали бы протестную активность. То есть он попадает в ту же турбулентность, что и Тарасенко: с одной стороны, он вроде бы не вызывал до этого разгона раздражения, а с другой стороны, все понимают, что его приход – это временная мера, а раз это временная мера, то его можно и не поддерживать», – сказал собеседник «Клуба Регионов».

По мнению Огневского, все, что сейчас происходит в Хабаровском крае, сигнализирует о том, что там начала рушиться система власти. В связи с этим у эксперта вызывает недоумение отсутствие какой-либо реакции со стороны дальневосточного полпредства. «На мой взгляд, в Хабаровском крае сейчас какое-то гуляй-поле: с одной стороны, власть пытается все жестко удержать, с другой стороны, мы видим попытки народовластия. То есть на самом деле все это превращается в какую-то махновщину, и трудно спрогнозировать, во что это выльется. И тут нужно обратить внимание, что важной точкой будут зимние каникулы, когда в течение 10 дней после нового года у людей закончатся деньги. Это будет еще одна тревожная ситуация, о которой никто не говорит, а до нее осталось всего ничего – два месяца», – добавил Огневский.

Версия для печати