Эксперт: Куйвашев усугубил конфликт между сторонниками и противниками строительства храма в сквере Екатеринбурга
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев выступил модератором в переговорах между сторонниками и противниками строительства храма святой Екатерины в одном из скверов центре Екатеринбурга. Переговоры, впрочем, ни к чему хорошему не привели, и после них противостояние противников строительства с властями и правоохранителями лишь ужесточилось. Политолог Фёдор Крашенинников считает, что Куйвашев «в очередной раз показал, что он как публичный политик и авторитет среди жителей региона – полный ноль». Депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселёв считает, что у власти еще есть время исправить ситуацию, и надеется «на разум».
В Екатеринбурге ожесточился конфликт между противниками и сторонниками строительства храма святой Екатерины в сквере, который расположен в центре города.
Как ранее сообщал «Клуб Регионов», в ночь с 13 на 14 мая 2019г. несколько сотен горожан, пришедших к огороженному строительным забором скверу, сломали ограждение и устроили в сквере массовые гулянья. За их действиями наблюдали правоохранители, но сами ничего не предпринимали. Выгоняли людей с будущей стройплощадки борцы Академии единоборств «Русской медной компании», директор которой, Игорь Алтушкин, является главным инициатором и спонсором строительства храма.
14 мая в Екатеринбург из командировки в Китай вернулся губернатор Евгений Куйвашев. Он пригласил на переговоры представителей каждой из сторон. В своем «Инстаграме» глава региона написал: «Сейчас моя главная задача как губернатора – добиться мира, спокойствия и понимания. Уличные конфликты – это не путь, которым можно решить проблему». Однако во время встречи Куйвашев отказался переносить строительство храма в другое место. В «Фейсбуке» один из участников встречи, депутат гордумы Екатеринбурга и политолог Константин Киселёв сообщил, что «ответ был прост и поразил методологической несуразностью. Его суть одна – мы уже два раза уступали. Когда отказались от места на площади Труда и когда не стали строить на пруду». При этом участников протеста попросили вести себя мирно.
В беседе с «Клубом Регионов» Киселёв выразил мнение, что Куйвашев «отреагировал абсолютно правильно», однако его реакцию считает запоздалой. «Он предложил диалог, от которого отказываться было нельзя. В этом смысле он поступил так, как и должен был поступить. Другое дело, что такие переговоры нужно было вести гораздо раньше, когда только появились первые симптомы. После первой ночи возможностей для поиска компромиссов стало намного меньше», – сказал депутат.
После переговоров при посредничестве губернатора, вечером того же дня, к скверу пришло гораздо больше горожан, чем было накануне. Точное их число пока не называется, но полицейские говорили о «тысячах». Противники застройки сквера вели себя более активно, чем накануне: они ломали заборы и сбрасывали их в расположенный рядом пруд. Главным требованием протестующих было убрать забор. В этот раз горожанам противостояли ОМОН, полиция и Росгвардия. Между протестующими и силовиками происходили постоянные стычки, в толпе распыляли неизвестный газ. По данным правозащитников, по итогам акции были задержаны около 30 человек, некоторым потребовалась медицинская помощь.
15 мая задержания продолжились, полиция начала приходить за участниками протеста домой. СМИ, в частности, сообщают о задержании активистки Анны Балтиной, которая присутствовала на встрече с губернатором и озвучила позицию противников застройки сквера.
Политолог Фёдор Крашенинников, оценивая ситуацию, заявил «Клубу Регионов»: «Куйвашев в очередной раз показал, что как публичный политик он – полный ноль и как авторитет среди жителей региона он тоже полный ноль». Сами переговоры эксперт назвал «очень странным мероприятием», пояснив, что там хотели видеть далеко не всех и этих людей туда не пустили. «Людям фактически зачитали ультиматум: храму быть, решение принято, а компромисс – это вы возьмите и согласитесь с этим, а мы вам потом в другом месте какой-нибудь сквер сделаем. А дальше Куйвашев от представителей протестующих – обычных горожан – фактически потребовал, чтобы они убрали людей с улиц. То есть он объявил их лидерами протеста, и сегодня утром к некоторым из них пришла полиция. Так что это был никакой не диалог и не решение проблемы. Это была попытка назначить крайних и изобразить перед начальством готовность вести диалог», – поделился эксперт своим мнением.
Крашенинников также считает, что переговоры нужно было вести гораздо раньше – еще десять лет назад, когда идея построить в центре города очередную церковь только возникла. Эксперт напомнил, что за все это время не было ни одного публичного обсуждения проекта, его два раза переносили из-за протестов, но не более. «А Куйвашев как модератор диалога – это какое-то посмешище. Он абсолютно четко находится на стороне тех, кто хочет построить церковь. Он ходит по всем этим богослужениям, он участвовал во всех этих мероприятиях. Так что он одна из сторон конфликта, причем он агрессивный сторонник строительства этого храма», – заявил политолог.
Вечером 15 мая противники застройки вновь намерены собраться у сквера. Между тем на его территории начали размещать строительные вагончики и забивать сваи для установки капитального забора. На месте дежурит полиция.
По мнению Константина Киселёва, власть еще может исправить ситуацию. «Можно взять и убрать забор и начать говорить о новом месте. Или наоборот, можно убеждать людей в том, что строить нужно именно здесь, начать показывать этот проект. Все это нужно делать путем диалога. Забор раздражает людей очень сильно. Забором людям ограничили пространство, люди понимают, что за забором добрые дела не делаются, они не видят, что там будет, но они видят, что вырубаются деревья и так далее. Поэтому мы предлагали убрать забор и вернуться к статус-кво. Но они [региональные власти] этого не сделали, и поэтому именно забор стал раздражителем», – считает депутат.
Согласится ли губернатор ради решения конфликта убрать раздражающий горожан забор и обсудить с ними новое место для храма, Киселёв не знает, но, по его признанию, «надеется на разум».