Эксперт: чеченский след в деле Немцова ставит под вопрос лояльность Кадырова
Политолог Павел Святенков уверен, что в связи с вероятным участием в убийстве Бориса Немцова бывших чеченских силовиков Владимир Путин имеет основание усомниться в лояльности Рамзана Кадырова и его формирований Кремлю и лично президенту. Отсутствие адекватной реакции российская элита может расценить как «санкцию на убийство» высших чиновников и политиков. Политолог Евгений Минченко, напротив, уверен, что у Москвы нет повода для недовольства Кадыровым, а главной проблемой Кремля является возможность образования «ситуативного альянса» националистов и либералов.
Чеченский след, выявленный в ходе расследования убийства оппозиционного политика Бориса Немцова, создает весьма серьезные проблемы для Кремля, уверены опрошенные «Клубом Регионов» эксперты. Однако не все из них разделяют мнение, что в такой же степени сложившаяся ситуация угрожает и руководителю Чечни Рамзану Кадырову. Он, напомним, фактически заступился за фигуранта «дела Немцова» Заура Дадаева, который признался в совершении преступления, но затем отказался от показаний. Заявление Кадырова на грани фола не помешало Владимиру Путину подписать указ о награждении главы Чечни орденом Почета.
Появление в резонансном деле чеченского следа ставит в сложную ситуацию Кремль, который не может себе позволить жесткой критики или тем более оргвыводов в отношении Кадырова, считает политолог Павел Святенков. «Кадыровская Чечня рассматривалась как одна из опор режима Владимира Путина. Естественно, если произойдет с ним [Кадыровым] какой-то серьезный конфликт, то эта опора будет выбита. Понятно, что властям этого не хочется», – пояснил Святенков.
В то же время отсутствие адекватной реакции «будет означать санкцию на убийство высших российских чиновников», что грозит серьезным внутриэлитным кризисом. Некоторые представители российской политической элиты «решат, что дана отмашка на их физические уничтожение»: «Если убийство Немцова сходит с рук, то что мешает открыть охоту за министрами, заместителями Дмитрия Медведева, за высшими руководителями государства?» Этот вариант развития событий чреват также и проблемами с Западом, продолжает Святенков, «потому что одно дело – не имеющий никаких оснований миф о кровавом тиране, который устраняет оппозиционных лидеров, а другое дело, если под этот миф будут подложены некое содержание и факты».
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что серьезной проблемой для Кремля является не столько предполагаемое участие чеченцев в убийстве Немцова, сколько открывшаяся для противников власти новая возможность «слепить» вместе либеральную и националистическую оппозицию. Политолог напомнил, что этот союз был разрушен в ходе украинского кризиса, когда «либеральная часть оппозиции оказалась неожиданно кровожадной и вопила «Жги вату!», чем оттолкнула от себя потенциальных союзников из националистического лагеря». Однако в связи с арестом подозреваемых в убийстве Немцова кавказцев появилась возможность «ситуативного альянса» националистов и либералов. «Поэтому Кремлю сейчас принципиально важно как можно быстрее разобраться в том, что на самом деле произошло и кто реальный заказчик», – подчеркнул Минченко.
Что касается позиций Кадырова, то они, по мнению Минченко, не пошатнулись, и повода для претензий к нему со стороны Кремля нет. Ведь Кадыров, заметил Минченко, всего лишь «сказал, что он знает Дадаева, и знает с лучшей стороны». При этом эксперт обратил внимание на то, что Дадаев от признательных показаний уже отказался. Убийство Немцова, по мнению Минченко, в данном случае не выделяется из ряда заказных убийств, совершенных выходцами из Чечни: «Да, есть определенная специализация: грузины – барсеточники, а чеченцы ну вот так зарабатывают».
Однако Павел Святенков убежден, что Кремль должен предъявить Кадырову как минимум политические претензии. Комментируя сложившуюся ситуацию, он подчеркнул, что Дадаев не просто «какой-то чеченец». Заметим, до недавнего времени обвиняемый в убийстве Немцова служил в составе созданного Кадыровым полка «Север», формально входящего в состав Внутренних войск МВД РФ. «Здесь возникает вопрос о лояльности всех этих чеченских подразделений Москве, в том числе и лично Владимиру Путину, и о лояльности Кадырова, потому что убийство ключевых оппозиционных политиков, особенно такого ранга, как Немцов, создает Путину очень большие проблемы», – привел свои доводы Святенков. Он уверен, что обнаружение чеченского следа является серьезным ударом и по репутации Кадырова.
Координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков заметил, что в убийстве Немцова есть «более глубинные корни», чем его якобы антиисламские высказывания, которые, по одной из версий, стали причиной расправы над политиком. «За высказывание обычно никого не убивают. Но это дело следствия с этим разбираться. И пока оно идет, делать заявления ни Кремлю, ни Чечне неуместно», – выразил свою точку зрения эксперт. Вместе с тем он заметил, что для критики из Кремля в адрес Кадырова нет оснований, поскольку «очевидно, что убийство Немцова не было на руку ни Кремлю, ни Кадырову лично».