Политолог: Путин не может омолодить себя, но может заменить губернаторов
Меняя политических старожилов в регионах на молодых технократов, Владимир Путин отчасти выполняет запрос на обновление, полагает политолог Николай Петров. Его коллега Андрей Колядин считает, что новая серия отставок связана с рисками ушедших губернаторов «провалить» президентские выборы из-за конфликта с элитами. Между тем Павел Святенков заметил, что, проводя через губернаторские должности своих людей, президент «создает им биографию», чтобы затем без лишних вопросов со стороны их можно было «выдернуть» на более высокие должности.
Третий день подряд в России идут отставки губернаторов. 25 сентября пресс-служба Кремля сообщила об уходе главы Самарской области Николая Меркушкина, 26-го – губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. 27-го на закрытой встрече с членами регионального правительства и депутатами о своей отставке объявил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.
Комментируя нынешнюю серию отставок, которая началась с губернаторов ключевых регионов, политолог Андрей Колядин связал ее с грядущими президентскими выборами. «Убирают тех губернаторов, кто на протяжении многих лет находился в конфликте с элитами региона. Хотя я бы не сравнивал Меркушкина и Шанцева. Первый зачистил в регионе всё: политику, экономику, любую конкуренцию и любое творчество. Второй, напротив, создавал конкурентную среду. Но это не изменило сути: опасаясь, что элиты начнут мешать губернаторам достичь высоких результатов в президентской выборной кампании, чтобы не увольнять губернаторов по результатам кампании, после того как они провалят выборы, президент опередил события и заменил губернаторов», – сказал эксперт.
Политолог Николай Петров обратил внимание, что ушли губернаторы крупных и значимых в электоральном плане субъектов РФ. «Сегодня меняют тех глав, которые могут не столько вложить и добавить что-то в президентскую кампанию, сколько, наоборот, требуют федерального ресурса. В этом смысле у Кремля есть ощущение, что отставка губернаторов не несет политических рисков, риска дестабилизации и прочих проблем в канун президентских выборов. А выгода, наоборот, будет от того, что новый молодой, свежий глава активно вложится [в президентскую кампанию]. Тем более, когда приходят новые руководители, полгода – год – это «медовый месяц», когда никаких претензий к губернаторам нет, а наоборот, позитивные ожидания позволят получить дополнительные голоса и сработают в плюс на выборах президента», – полагает собеседник «Клуба Регионов».
Петров также заметил, что «президент не может омолодить себя – он выглядит умудренным и опытным человеком», но, освежая команду вокруг себя, он «отчасти» отвечает на имеющийся запрос на обновление. Вместе с тем политолог считает, что более молодые сменщики ушедших в отставку губернаторов старой формации, очевидно, способны установить контроль над регионом и улучшить электоральные результаты без скандалов. «Но, когда в регион приходит новый человек, как, например, в Нижегородской области, ожидать, что он сможет легко объединить электоральную элиту и обеспечить импульс развития, довольно сложно. То есть мы видим, что к сегодняшним задачам новое поколение губернаторов приспособлено и относительно эффективно их решает, а завтра, когда возникнут новые задачи, появится запрос на принципиально другие фигуры», – считает Петров.
Андрей Колядин, впрочем, придерживается мнения, что за врио губернаторов Самарской области Дмитрия Азарова и Нижегородской области Глеба Никитина «переживать не стоит»: «И один, и второй имеют большой управленческий опыт и сумеют удержать экономику регионов на должном уровне. Что касается политики – всё зависит от того, на кого новые высшие должностные лица сделают ставки».
Политолог Павел Святенков обратил внимание, что для новых путинских назначенцев первым серьезным экзаменом будут как раз не собственные выборы, которые пройдут лишь в сентябре 2018г., а именно президентские в марте. Смена губернаторов только усиливает подконтрольность регионов накануне президентской кампании, считает эксперт, и если губернаторы в принципе зависимы от Кремля, то новые врио «вообще будут стараться выполнять всё, что им скажут, просто потому, что, в случае если президентские выборы пройдут как-то не так, такого губернатора достаточно легко сменить». «Проще говоря, если бы с политическими мастодонтами администрация президента должна была бы договариваться в обмен на сверхрезультат на выборах, то с новыми губернаторами договариваться не надо будет, потому что в первые месяцы своего правления они будут неизбежно слабы», – рассуждает Святенков. Он считает, что эта же логика применима и ко всем остальным молодым губернаторам, которые уже подтвердили свой статус на прошедших выборах.
«Из того, что губернатор куда-то избрался, из этого же не следует, что он завершил свою карьеру. У них могут быть виды на федеральную власть. Политический процесс у нас достаточно турбулентный, и из того, что кто-то назначен или избрался губернатором, не значит, что он будет долго в этой должности сидеть», – продолжает эксперт. Он заметил, что несколько губернаторов уже рассматриваются как кандидаты на перспективные посты в Москве, например, Алексей Дюмин (Тульская область). Святенков обращает внимание на то, что Владимир Путин многих своих помощников «проводит через формальную иерархию, чтобы не было вопросов, почему тот или иной человек занимает высокий пост», и «новые губернаторы понимают, что следующим ходом их могут выдернуть куда-то в центр, создав им биографию». «Евгений Зиничев – очень хороший пример такого возвышения. Это человек, который пару месяцев был губернатором Калининградской области, а затем ушел на пост заместителя директора ФСБ, а это в неформальной иерархии уже уровень как минимум министра, если не вице-премьера. И никто же не сказал, что Зиничев неправильно назначен замдиректора ФСБ. А всё потому, что до этого он был губернатором, а до этого – начальником местного управления ФСБ, пусть и недолго, то есть у него уже был бэкграунд не только адъютанта Путина», – привел пример Святенков. Заместители министров, перешедшие в губернаторы, могут, по словам собеседника «Клуба Регионов», рассматриваться как кадровый резерв в случае формирования нового правительства.