Республика Бурятия
16 сентября 2019

Эксперты: митинги в Бурятии вышли за пределы политических требований

В митинге несогласных с итогами выборов мэра Улан-Удэ приняли участие от 1 до 2 тыс. человек. К протестующим вышел глава Бурятии Алексей Цыденов. Участники митинга стали требовать его отставки, а также заявляли о неэффективном управлении республикой. Эксперты считают, что выход Цыденова к протестующим в свой актив может записать как сам глава Бурятии, так и оппозиция. По мнению политолога Олега Бондаренко, участие губернатора в митинге не снизит протестную активность в республике. Политолог Алексей Михалёв сказал, что «повестка протестного мероприятия показала определенный разрыв между официальной стратегией развития Бурятии и ожиданиями населения».

В Бурятии прошел санкционированный митинг несогласных с итогами выборов мэра Улан-Удэ. По различным данным, участие в акции приняли от 1 до 2 тыс. человек. Напомним, что победителем выборов стал самовыдвиженец Игорь Шутенков, поддержанный республиканскими властями и набравший 52,52% голосов. Второе место – у кандидата от КПРФ, сенатора Вячеслава Мархаева с 36,58%.

На площадь, где проходил митинг, вышел глава Бурятии Алексей Цыденов. Когда он поднялся на сцену, участники акции протеста стали требовать его отставки. Участвовавший в митинге Мархаев показал Цыденову видеоролики, на которых рассказывалось о голосовавших за Шутенкова за деньги. Глава региона предложил передать эти материалы правоохранителям. Кроме того, Цыденову задавали вопросы о столкновениях митингующих с полицией, а также требовали решения социально-экономических проблем. Когда глава Бурятии покинул сцену, митингующие кричали ему вслед «Позор!».

По итогам митинга Цыденов записал видеообращение, в котором в очередной раз призвал признать состоявшееся голосование: «Выборы состоялись, итоги подведены. Кто бы что ни говорил, но итоги подводились с участием представителей каждого кандидата и всех партий. Нужно уважать выбор наших людей». Он также добавил, что готов к диалогу в любом формате, но при взаимном уважении и в рамках закона.

Политолог, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко считает, что приход Цыденова на митинг не снизит уровень протеста в республике, а, наоборот, повысит активность оппозиции. «И глава Бурятии, и оппозиция попытаются записать факт участия Цыденова в митинге в свой актив и будут отчасти правы. Потому что не каждый глава региона у нас может выйти к протестующим, но и не в каждом регионе у нас происходят волнения и протесты. Бурятия – это довольно монолитный регион, регион национальный, регион, где только что прошли выборы. Когда Цыденов решил перехватить эту повестку на себя, он вышел к людям. Но здесь он оказался непоследовательным, потому что, выйдя к людям, он ждал возможности выступить, но как только увидел Мархаева, то сбежал. Плюсы и минусы есть у каждой из сторон. Цыденову можно поставить плюс за то, что он вышел. Что касается Мархаева, то его авторитет и уровень доверия к нему в республике соразмерен, а может быть, и больше, чем у Цыденова. Этим объясняется его недопуск к участию в выборах главы Бурятии в 2017г.», – сказал Бондаренко.

Напомним, что с 9 по 11 сентября в Улан-Удэ проходил стихийный митинг с требованием отмены результатов выборов. Эта акция была разогнана полицией. Глава Бурятии Алексей Цыденов, который в эти дни уехал из республики, записал видеообращение к протестующим с призывом признать итоги голосования.

Политолог Алексей Михалёв подчеркнул, что на митинге звучали не только политические требования, а также призывы решить социальные проблемы: «Как бы дальше ни развивались события, то, что глава Бурятии вышел к протестующим, – это большой плюс. Он продемонстрировал способность, не прячась за спины других, разговаривать с широкими народными массами, в том числе негативно настроенными к нему. Что обратило на себя внимание, так это то, что повестка протестного мероприятия показала определенный разрыв между официальной стратегией развития Бурятии и ожиданиями населения. Митинг в итоге свелся не только к проблеме выборов, сколько в целом к проблемам развития Бурятии, накопившимся не только за период работы Цыденова, но вообще за последние 10–15 лет. То есть это было недовольство здравоохранением, образованием, действиями депутатов и федеральных органов. Ситуация в регионе накалялась, и сейчас то, что дали возможность провести митинг, позволило дать выход этой энергии и сказать власти в лицо, что думают люди. Теперь вопрос в том, как будет строиться диалог после этой встречи. Готовы ли будут обе стороны к конструктивному диалогу. Но то, что митинг санкционировали и глава приехал на него, – это сравняло счет между оппозицией и главой Бурятии».

Бондаренко также отмечает, что акции протеста в Бурятии вышли за пределы только политических мотивов: «Целью митингов является пересмотр итогов выборов, выражение протеста против курса действующей власти. Такая ситуация может быть в любом российском регионе, но с поправкой на один важный момент. Это первое социальное выступление в новейшей истории России, если отсчитывать ее с 2018г., когда изменилась социально-политическая ситуация и была проведена пенсионная реформа. А за это время это первые социально-политические выступления в национальной республике».

В то же время у представителей политических партий появились вопросы к результатам выборов в горсовет Улан-Удэ. Голосование также проходило в единый день голосования, 8 сентября. В ЛДПР заявили, что не признают итоги выборов в горсовет Улан-Удэ из-за большого количества нарушений.

Версия для печати