Эксперты: Путин мог попросить Кадырова помочь Евкурову
Конфликт глав Чечни и Ингушетии Рамзана Кадырова и Юнус-Бека Евкурова хотя и существует, но вряд ли обсуждался во время встречи с Владимиром Путиным, считают опрошенные «Клубом Регионов» эксперты. По их мнению, речь на ней могла идти о проблемах с ИГИЛ в обоих регионах, а также об оказании Чечней поддержки в развитии социальной и экономической структуры соседней республики.
Встреча глав Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и Чечни Рамзана Кадырова с Владимиром Путиным состоялась накануне в Сочи. Крайне скудная информация о ее содержании на сайте Кремля позволила допустить, что президент обсуждал с главами северокавказских регионов не только «различные проекты экономического развития» СКФО, но и личный конфликт двух руководителей республик, который неоднократно проявлялся в официальных и полуофициальных заявлениях Евкурова и Кадырова.
Впрочем, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что задачи социально-экономического развития региона для Путина «гораздо важнее, чем личные отношения» и «антагонизм» глав субъектов.
«Если Песков сказал, что этой темы [конфликта] не было, значит, ее просто не было», – уверена депутат Народного собрания Ингушетии Марьям Амриева. Она считает, что, если бы эта проблема действительно существовала, на встрече с Путиным ее бы затронули и обсудили. «Значит, этой проблемы нет и здесь больше надуманного. У нас все нормально, нам ничего не мешает жить. В чем вы видите конфликт? Мы что, не можем друг к другу ездить? Что-то нам мешает? Нет. Может быть, есть какие-то вопросы, но я считаю, что СМИ все это раздувают и зарабатывают таким неправедным путем себе хлеб», – заявила парламентарий.
Политолог, директор Национальной библиотеки Чеченской Республики Эдильбек Хасмагомадов полагает, что вряд ли президент стал бы какой-то конфликт улаживать публично, если бы он даже и был. По его мнению, другие главы субъектов СКФО не были приглашены на эту встречу по причине того, что их проблемы отчасти отличаются от чеченских и ингушских: «В двух республиках совершенно одинаковые проблемы. Если говорить о проблемах Ингушетии, то вполне логично, чтобы на этой встрече присутствовал и Кадыров, потому что проблема безработицы у нас тоже стоит очень остро, у нас тоже высокая рождаемость, тоже высокая детская смертность».
Вместе с тем Хасмагомадов признает, что проблемы в отношениях субъектов существуют и они не могут не отражаться на отношениях Кадырова и Евкурова. «Достаточно сказать, что административная граница между Чечней и Ингушетией до сих пор не определена. Но это не значит, что между двумя республиками есть конфликт. Да, какие-то сложности возникают, потому что на ту же проблему спорных территорий в Грозном и в Магасе смотрят по-разному. Но говорить о конфликте из-за этого, оснований нет», – сказал политолог.
Президент научного общества кавказоведов Александр Крылов не исключает наличия личного конфликта между региональными главами или между республиками, но не считает его острым. «Если она и обсуждалась, вряд ли была доминирующей», – сказал эксперт. По его мнению, участники встречи, скорее, могли обсуждать применение чеченского опыта на территории Ингушетии. «Социально-экономические проблемы в республиках стоят остро. Причем Чечня смогла найти свой способ общения с федеральным центром и получения максимальной выгоды из разговоров с ним. А Ингушетия, как вы помните, недавно подверглась резкой критике по поводу социально-экономических проблем. Так что вполне вероятно, что обсуждался чеченский опыт решения проблемы для Ингушетии», – пояснил кавказовед.
Вместе с тем Крылов предлагает обратить внимание и ну другую проблему, которая также актуальна для Ингушетии и Чечни и которую главы также могли обсуждать с президентом. Он напомнил, что на недавнем саммите ОДКБ в Таджикистане глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что на Северный Кавказ вернулась 1 тыс. 800 боевиков, воевавших на стороне «Исламского государства». «Конечно, это напрямую касается Ингушетии и Чечни, хотя и не только их, но и Дагестана, Кабардино-Балкарии и практически всего СКФО. А мы знаем, насколько драматичной была история Чечни после распада СССР, так что здесь эти проблемы, безусловно, обсуждались», – предположил Крылов.
Глава сектора Кавказа Центра региональных и цивилизационных исследований РАН Энвер Кисриев вообще сомневается, что «можно говорить о конфликте как о каком-то длящемся процессе среди мужчин». «Да, несколько конфликтных ситуаций у Кадырова и Евкурова действительно было, при которых они обменивались нелицеприятными высказываниями в адрес друг друга. Но я знаю, что они общаются, взаимодействуют. Так что я думаю, что речь идет о конкуренции двух лидеров бывшей единой республики, но она, по-моему, может только помогать в их работе», – добавил эксперт.
Кисриев также придерживается мнения, что на встрече речь могла идти об оказании Ингушетии помощи с чеченской стороны. Он напомнил, что Ингушетия длительное время была частью Чечено-Ингушетии, причем была ее сельской частью, там не было ни одного города, в то время как Чечня была промышленно развитым регионом с «огромным городом Грозный». «Я помню, что, когда Путин был в Ингушетии, он говорил о том, сколько в республике объективных проблем, так что вполне возможно, что Путин собрал их вместе, чтобы Чечня помогла Ингушетии там, где она нуждается в этой помощи. Я думаю, что Чеченская Республика, как наиболее этнически и исторически близкая к Ингушетии, помогла бы ей справиться с теми проблемами, которые перед ней стоят», – заключил политолог.