16 августа 2017

Эксперт: с момента возвращения института выборов губернаторов ничего особо не изменилось

Кампания по выборам губернаторов в регионах вступила в активную фазу – официально начался период агитации. Между тем лишь в некоторых субъектах РФ эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», увидели хоть какое-то стремление соперников основных кандидатов заявить о себе и создать хотя бы видимость политической конкуренции. Политконсультант Игорь Даченков констатирует: институт выборов губернаторов себя морально и физически изжил, а избирательной системе требуется перезагрузка.

12 августа в 16 регионах России, где 10 сентября пройдут выборы губернаторов, официально стартовала агитационная кампания. «Клуб Регионов» узнал, в каких регионах соперники губернаторов не пожалели фондов на свою рекламу, а также в каких субъектах РФ игра в поддавки на стадии выдвижения и регистрации кандидатов продолжилась и тогда, когда кампания должна была вступить в свою самую активную стадию.

Политолог из Бурятии Алексей Михалёв наблюдает довольно активную агитационную кампанию в своем регионе. Наравне с плакатами и билбордами врио губернатора Алексея Цыденова в центре Улан-Удэ, по его словам, появилась реклама кандидатов Сергея Дороша от ЛДПР и Бато Багдаева от «Коммунистов России». Они же активно распространяют свои газеты, листовки и довольно часто появляются на телевидении. Багдаев, заметил эксперт, в республике является довольно медийной фигурой. «Некоторые кандидаты – не менее медийные люди, чем врио главы Алексей Самбуевич [Цыденов], правда, им не хватает политического веса. Но в плане агитации я вижу довольно сильные вещи», – подчеркнул Михалёв.

В выборах главы Бурятии участвуют всего три человека. Вместе с тем активность партий и соперников Цыденова Михалёв объясняет тем, что их агитация – это еще и задел на будущее: выборы в Народный Хурал в 2018г. и горсовет Улан-Удэ в 2019г., в которых, как заметил эксперт, будут принимать участие все нынешние соперники врио. Поэтому в регионе также часто можно встретить рекламу ЛДПР и «Коммунистов России», зачастую даже не привязанную к кандидатам в губернаторы.

В Свердловской области, где за пост губернатора борются шесть кандидатов, по наблюдению политолога Сергея Мошкина, врио губернатора Евгений Куйвашев, в победе которого теперь не сомневается вообще никто, «проявляет просто неуместную и не адекватную ситуации активность» в самопиаре: «Это крупноформатные щиты вдоль дорог просто в каком-то зашкаливающем количестве, в крупных городах – тоже крупноформатные билборды, баннеры, газеты, брошюры». Ранее СМИ сообщили о том, что избирательный фонд врио уже превысил 40 млн руб., в основном это пожертвования от различных бизнес-структур. При этом в регионе появилась газета предвыборного характера без выходных данных и указания средств, на которые она опубликована. Газета рассказывает о регионе и его руководителе, а сам Куйвашев изображен вместе с Путиным. Наблюдатели отмечают, что вся символика, логотипы и шрифты идентичны политической рекламе врио губернатора.

В рекламном пространстве конкуренцию Куйвашеву пытается составить Алексей Парфёнов, выдвинутый КПРФ. По словам эксперта, коммунист «в первую очередь обклеил всю область своими листовками в традиционной красной гамме со слоганом «Сильному региону – сильный губернатор», у него тоже есть крупноформатные щиты, правда, их намного меньше, чем у губернатора». «Какой-то другой активности от соперников я больше не видел, разве что за исключением Дмитрия Сергина, кандидата от Партии пенсионеров, но его агитация очень точно локализована в Екатеринбурге, и его участие в выборах, я думаю, тоже связано с определенными политическими планами непосредственно в городе. Да, еще были какие-то листовочки у Дмитрия Ионина («Справедливая Россия»). У остальных, как я понимаю, нет реальной задачи что-то демонстрировать и тратить деньги в силу бессмысленности, ну и нет желания создать хотя бы даже видимость борьбы», – поделился своими наблюдениями Мошкин.

Политолог, координатор движения «Голос» в Пермском крае Виталий Ковин агитационную кампанию в своем регионе описывает так: «[Врио губернатора] Решетников уверен в победе, плакаты его везде висят. Также лично я видел, что появились большие стационарные плакаты [кандидата КПРФ] Филатовой, но объем этой агитации пока непонятен. Еще я видел в сети билборды от ЛДПР, но они у нас постоянно висят, у них есть агитационные точки. А также еще во время регистрации их кандидат Постников постоянно в соцсетях со своими френдами проводил обсуждение вариантов своей наглядной агитации, но я еще не видел, вывешены ли они. А у Аликина [кандидат «Справедливой России»] я пока ничего не видел». Ковин при этом считает, что трое оставшихся в кампании кандидатов парламентских партий «не опустятся до того, чтобы ничего не делать»: «Видимость кампании они создадут. Вот они в дебатах на телевидении участвуют. Ну и в рамках выделенных средств какая-то наглядная агитация и какие-то газеты будут», – рассуждает Ковин.

Отметим, что всего в выборах губернатора Пермского края участвуют пять человек.

Политолог Александр Миклин называет выборы губернатора Ярославской области техническими. «А так как у нас выборы технические, зачем конкурентам тратить безумные деньги на агитацию? Это довольно дорогое удовольствие. Какой смысл? Где, напомните мне, на Руси технические кандидаты вкладывали [средства в агитацию]?» – говорит эксперт. Основной кандидат, врио губернатора Дмитрий Миронов, по словам эксперта, особого интереса к собственной рекламе не проявляет. «Он идет по минимально необходимому сценарию, то, что надо сделать, делает. Газеты в электричках надо раздавать? Значит, раздадим. Плакаты повесить надо? Ну, так и быть, повесим. Собственно говоря, он мог бы ничего и не делать. Он просто откатывает обязательную программу, а произвольную он делать не будет», – поделился своим мнением с «Клубом Регионов» Миклин.

Напомним, в Ярославской области в выборах также участвуют пятеро кандидатов.

Наконец, в Карелии, где борьбу за губернаторское кресло ведут целых семь человек, а эксперты не исключают проведение второго тура, самую активную агитацию ведет врио губернатора Артур Парфенчиков. По словам редактора общественно-политического онлайн-журнала «Черника» Валерия Поташова, кампания врио началась задолго до официального старта разрешенной агитации – сразу после того, как он был объявлен кандидатом. «Уже давно висят баннеры с его изображением на улицах городов. Причем они не очень содержательные, но они работают на узнаваемость кандидата», – добавил собеседник. «Тем не менее кампания присутствует. Потому что появились баннеры кандидата от ЛДПР, правда, они достаточно «беззубые», то есть они не направлены на критику или продвижение программы, а просто работают на узнаваемость кандидата. Также достаточно активно себя ведет лидер карельских справедливороссов Ирина Петеляева. На нее работает партийная газета «Всё ясно», где она жестко критикует власть. Также стали появляться ее ролики на республиканском телевидении. Баннеров Петеляевой я пока не видел, но полагаю, что мог их просто не заметить. Также стал понемногу заявлять о себе еще кандидат от КПРФ [Евгений Ульянов], он тоже строит свою кампанию на критике действующей власти. Если оценивать все ресурсы, то, безусловно, самая мощная кампания у Парфенчикова, и сильно от него отстает, но всё-таки заметна и активна Ирина Петеляева», – описал ситуацию Поташов.

Политконсультант и PR-технолог, гендиректор агентства массовых коммуникаций «Регион-медиа» Игорь Даченков констатирует: отсутствие конкуренции не только снижает интерес населения к выборам, но и практически не вызывает интереса и среди самих участников выборного процесса. «По большому счету, с момента возвращения института выборов губернаторов ничего особо не изменилось: преодолеть муниципальный фильтр имеют шанс только те, кто выступает в роли статистов или спарринг-партнеров действующих глав регионов. Поэтому финансирование кампаний в условиях низкой политической конкуренции и в условиях летнего цикла стремится к минимуму, в отличие от того, что было раньше, когда были реальная драка и реальная борьба. Всё это сопровождалось элементами прямой политической конкуренции, и бюджеты на выборах были другими, и кампания была продолжительней по времени, не то, что сейчас», – отметил эксперт.

По информации Даченкова, в ряде выборных регионов технологические штабы с участием специалистов были сформированы только в конце июля – начале августа, всего за 40 дней до выборов. «Такого не было вообще никогда! – продолжает эксперт. – По сути дела, это говорит о том, что институт выборов, по крайней мере губернаторских, себя морально и физически изжил, и избирательной системе в целом требуется перезагрузка, и, безусловно, требуются реальные кардинальные реформы сегмента выборов губернаторов», – убежден собеседник «Клуба Регионов».

Версия для печати
Главное